Святую Варвару, принявшую мученическую смерть, знают и почитают по всему миру. Об этом говорит и тот факт, что она была запечатлена на известном полотне Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».

Огромное по размерам (265 × 196 см) полотно было создано Рафаэлем в 1512—1513 годах для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце (городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана). На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II, носящего сходство с Папой Юлием II, и Святой Варвары (мощи этих святых находятся в церкви св. Сикста).

Святая Варвара была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса Христа. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.
В начале XVI века Рим вёл тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. В целом удача была на стороне папских войск, и североитальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика. В 1512 году так поступила и Пьяченца. Для папы Юлия II Пьяченца была чем-то большим, чем просто новой территорией: здесь находился монастырь святого Сикста — покровителя рода Ровере, к которому принадлежал понтифик. На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту.

Изначально «Сикстинская Мадонна» задумывалась как алтарный образ для капеллы монастыря святого Сикста. В то время для подобной работы мастера «набивали руку» на деревянной доске, но Рафаэль Санти изобразил Богоматерь на холсте, и вскоре её фигура величественно возвышалась над полукруглым хором церкви. Свою Мадонну художник изобразил босой, укрытой в простое покрывало и лишенной ореола святости. К тому же, многие зрители отмечали, что женщина держит ребенка на руках так, как это делали простые крестьянки. Несмотря на то, что Дева лишена видимых атрибутов высокого происхождения, другие герои картины встречают её как царицу.

Юная Варвара взором выражает благоговение перед Мадонной, а Святой Сикст преклоняет перед ней колени и протягивает руку, которая знаменует собой символ явления Богоматери людям. Если присмотреться внимательнее, то кажется, словно на протянутой руке Сикста «красуются» шесть пальцев. Ходили легенды, что тем самым Рафаэль хотел обыграть оригинальное имя римского епископа, которое с латыни переводится как «шестой». На самом деле, наличие лишнего пальца – всего лишь иллюзия, и зритель видит внутреннюю сторону ладони Сикста.

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре святого Сикста, пока её не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота). До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена. Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе —Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А.А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А.И. Герцен, А. Фет, Л.Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф.М. Достоевский. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А.С. Пушкин. На картине изображена Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II и святой Варвары по сторонам и с двумя ангелочками, взирающими снизу вверх на схождение Бога. Фигуры образуют треугольник. Раскрытый по сторонам занавес лишний раз подчёркивает геометрическую продуманность композиции. Это одно из первых произведений, в котором зритель оказывается вписан в композицию: кажется, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза.

«Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем», - считал Карл Брюллов.

«Гений чистой красоты» — так сказал о «Сикстинской мадонне» Василий Жуковский. Позже Пушкин заимствовал этот образ и посвятил его земной женщине — Анне Керн.

В 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков её обнаружили советские солдаты. Так творение Рафаэля попало в СССР. «Сикстинская Мадонна» Рафаэля после Великой Отечественной войны находилась на реставрации в Москве. В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

Использованы материалы: https://ok.ru/group57156803821613/topic/68912192438317

https://www.liveinternet.ru/users/3613966/post2871987..
 


 

Поделиться в соцсетях

Facebook Twitter Google

0 Коммент.:

Отправить комментарий

Святая великомученица Варвара

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ


Храм-памятник святой великомученицы Варвары в г. Воркуте

Место расположения Храма